УДК 165

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА, ЕГО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОПЕРАЦИИ ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ

Е. И. НЕФЕДОВ*, А. А. ПРОТОПОПОВ**, А. А. ЯШИН**

*141120, Московская обл., г. Фрязино, пл. акад. Введенского, 1, Институт радиотехники и электроники РАН; тел.: (095)526-92-65, факс: (095)526-91-52; E-mail: ein318@ire216.msk.su

** 300026, Тула, пр. Ленина, 108, НИИ новых медицинских технологий; тел./факс.: (0872) 33-22-09;

E-mail: niinmt@mednet.com

В статье обсуждается вопрос закономерности возникновения и предназначения человека в ходе эволюции материи.

В качестве метода, облегчающего поиск подхода к решению поставленной проблемы, рассматривается алгоритм построения формализованной системы философских категорий, которая позволяет получить изображение системы в виде графа. В основу формализации положено выделение в качестве исходных (элементарных) актов процесса познания операций выявления общих или частных признаков, свойств и отношений отражаемой реальности при формулировании соответствующих представлений.

Дано определение понятий живой объект и разум.

1. Проблема человека

Проблему человека, как задачу разработки синтетической модели человека, можно рассматривать в аспекте объединения различных дисциплин при изучении человека с позиций сохранения единства духовной культуры человека, а также с точки зрения смысла человеческой жизни и истории [1].

Как показано авторами работы [1], одним из центральных вопросов проблемы человека является вопрос о смысле человеческого существования, о предназначении человека. Поставленный вопрос требует всестороннего анализа различных сторон бытия человека, изучения и обобщения его роли на разных этапах развития общества, биосферы и, наконец, материи в целом. В последнем случае правомерна постановка проблемы взаимосвязи между появлением разумной формы жизни и эволюцией материи, или, применительно к человеку, проблемы закономерности возникновения и предназначения человека в ходе развития материи.

Ответ на вопрос о предназначении человека в процессе эволюции природы способен служить в качестве генеральной, направляющей линии при построении синтетической модели человека.

2. Формализованная система категорий

Общие закономерности в природе отражаются с использованием категориального аппарата. Процесс создания обобщенных представлений многогранен и сложен. Вместе с тем он допускает формализацию.

Начальный этап построения формальной системы для любой конкретной науки носит универсальный (в методическом смысле) характер и заключается в выделении набора элементарных базовых понятий, которые в последующем, по мере развития соответствующей области познания, служат основой для создания более сложных абстрактных логических конструкций, отражающих объективную реальность. Аналогичный подход благодаря своей универсальности может быть использован при построении формальной системы философских категорий и понятий (рис.).

В процессе познания открываются неизвестные ранее свойства, признаки и отношения изучаемых объектов (Признак - это показатель, примета, знак, по которым можно узнать, определить что-нибудь [2] Отношение - является всегда формой связи, причем диалектически противоречивой, включающей в себя свою собственную противоположность - взаимоисключение, разграничение связанных сторон [3] Свойство - есть сторона предмета, которая обусловливает его различие или общность с другими предметами и обнаруживается в его отношении к ним [4]). Это позволяет принять свойство, признак и отношение за элементарные понятия, характеризующие обобщенные представления и ввести в рассмотрение следующие формальные операции, реализуемые в ходе формулирования философских категорий:

1 - операция выявления конкретного свойства (свойств);

2 - операция выявления конкретного отношения (отношений);

3 - операция выявления конкретного признака (признаков);

4 - операция выявления всеобщего свойства (свойств);

5 - операция выявления всеобщего отношения (отношений);

6 - операция выявления всеобщего признака (признаков).

Одновременное совместное применение нескольких операций записывается путем суммирования индексов. Например, запись 1+5 означает факт выявления конкретного свойства (свойств) и всеобщего отношения (отношений).

Общий вид формулы, характеризующей акт познания, можно записать как

, (1)

где X - категория; i - операция, i = 1...6; Y - категория, детализирующая категорию X .

Смысл формального выражения (1) заключается в том, что при выявлении методами философии определения категории Y , детализирующей категорию X , выполняется операция i по выявлению всеобщих или конкретных свойств, признаков, отношений отражаемой реальности.

С помощью введенных операций система категорий допускает представление в виде графа.

Для построения формализованной системы необходимо найти вид операций, связывающих категории. Это может быть достигнуто в процессе исследования общих понятий диалектического материализма в соответствии с выражением (1) .

Рассмотрим ряд категорий и понятий, наиболее важных, по мнению авторов, для решения поставленной задачи, использовав определения, данные в работах [2, 5-7].

Движение - это всеобщее свойство материи. Поэтому можно записать формулу:

материя 4 движение.

Категория время отражает изменения движущейся материи и характеризуется отношением между сменяющимися объектами, признаками порядка их последовательности и длительности:

движение 3+5 время.

Материя имеет всеобщие свойства отражения и дискретности, т. е.

материя 4 отражение;

материя 4 дискретность.

Информацию составляют передаваемые, а также воспроизводимые признаки, свойства и отношения отражаемого разнообразия в любых объектах и процессах неживой и живой природы:

отражение 1+2+3 информация.

В соответствии с работой [8] информационное поле определяется как совокупность передаваемых или воспроизводимых при отражении устойчивых отношений между составляющими объективную реальность материальными образованиями, т. е.

информация 2+5 информационное поле.

Дискретность материи характеризуется отношением непрерывности, т. е. взаимосвязью, взаимообусловленностью, единством:

дискретность 5 непрерывность.

Непрерывность имеет свойство бесконечности:

непрерывность 1 бесконечность.

Дискретность обладает свойством целого (сис-темы):

дискретность 4 целое (система).

Целое (система) может быть представлено в виде совокупности находящихся в различных отношениях частей, которые играют роль признаков при определении целого (системы):

целое (система) 2+6 часть.

Части целого, находящиеся в устойчивых отношениях между собой, имеют значение элементов системы:

часть 2 элемент.

Совокупность устойчивых отношений между элементами составляет структуру системы. Структура и элементы взаимообусловливают друг друга:

элемент 2+5 структура.

Совокупность всех частей целого, их свойств, признаков и отношений представляет собой содержание целого:

целое 1+2+3 содержание.

Форма характеризуется набором признаков, с помощью которых определяется вид организации совокупности устойчивых отношений между частями целого. Форма находится в диалектическом единстве с содержанием целого:

содержание 2+3+5 форма.

Предмет как некоторая целостность, выделенная из материи, имеет определенные свойства, признаки и находится в отношении с другими предметами, т.е.

целое (система) 1+2+3 предмет.

Пространство характеризуется отношением между сосуществующими предметами, признаками порядка, рядоположенности и протяженности предметов:

предмет 3+5 пространство.

Категории качество и количество обозначают некоторую совокупность свойств и признаков предмета. Качество и количество находятся в отношении диалектического единства:

предмет 1+3+5 качество;

предмет 1+3+5 количество.

Находящиеся в противоречии противоположности имеют определенные свойства и признаки, характеризующие их как противоположно изменяющиеся стороны предмета:

предмет 1+3+5 противоположности.

Энергия имеет признак меры движения предмета:

предмет 3 энергия.

Случайное характеризуется свойствами, признаками и отношениями предмета, обусловленными внешними обстоятельствами:

предмет 1+2+3 случайное.

Необходимое представляет собой свойства, признаки, отношения, обусловленные внутренней природой предмета:

предмет 1+2+3 необходимое.

Совокупность необходимых свойств и отношений в их естественной взаимосвязи составляет сущность предмета:

необходимое 1+2 сущность.

Сущность проявляется при взаимодействии предметов в явлении через массу случайных свойств и отношений:

сущность 1+2 явление.

Взаимодействие предметов или их частей, обусловливающее соответствующие последующие изменения, выступает как причина. Причина характеризуется признаком предшествования следствию и необходимым свойством вызывать следствие:

предмет 4+6 причина.

В категории следствие фиксируются вновь возникающие свойства, признаки и отношения, вызванные причиной:

причина 1+2+3 следствие.

Вещь представляет собой предмет, имеющий свойства устойчивости состояния и относительной независимости:

предмет 1 вещь.

Вещь обладает единичными и общими свойствами, находящимися в отношении неразрывного единства как противоположные стороны отдельного:

вещь 1+5 общее;

вещь 1+5 единичное.

Особенное характеризуется признаком выявления отличительных свойств вещи, познающихся при сравнении вещи не со всеми, а лишь с определенными вещами:

единичное 3 особенное.

Понятие живой объект можно сопоставить вещи, обладающей свойством быть живой (т. е. свойством - жизнью). Кроме того, в естественных науках жизнь играет роль признака, по которому отличают живые объекты от неживых:

вещь 1 живой объект;

живой объект 1+3 жизнь.

Человеку присущи признаки, характеризующие его как живой объект, находящийся на высшей ступени живых организмов на Земле. Человек находится в отношениях и имеет ряд свойств как субъект общественно-исторической деятельности и культуры:

живой объект 1+2+3 человек.

Человек обладает свойством выполнять творческую познавательную деятельность, раскрывающую сущность действительности, т. е. разумом:

человек 1 разум.

Мышление как высшая форма активного отражения объективной реальности является необходимым признаком творческой познавательной деятельности:

разум 3 мышление.

Свойство мышления человека отражать реальность в виде представлений, мыслей, идей и других духовных феноменов проявляется в сознании:

мышление 1 сознание.

Полученные отношения между категориями и понятиями представлены на графе (рис.).

Необходимо отметить, что разработка представленной формальной системы, помимо использования в логических построениях при решении конкретных рассматриваемых задач, выполнена с целью анализа ряда следующих вопросов.

Какие исходные понятия использует на настоящем этапе развития философии категориальный аппарат? Что означает переход на более глубокий иерархический уровень базовых определений и как соотносятся данные уровни? Возможно ли создание адекватных математических абстракций для начальных представлений о реальности и их использование при формулировании общих понятий?

Рис. Формализованная система ряда категорий и понятий; стрелки направлены к

детализирующим категориям и понятиям; цифры над сторонами соответствуют

индексам примененных операций

Исследование поставленных проблем имеет отдельное эвристическое значение, которое выходит за рамки данной статьи.

3. Определение живого объекта

По Грину Н., Стауту У., Тейлору Д. основными признаками, по которым живые объекты отличаются от неживых являются: питание, дыхание, раздражимость, подвижность, выделение из организма конечных продуктов обмена веществ, размножение и рост [9]. Отдельными из данных характеристик обладает ряд объектов неживой природы, например, растет в размерах снежный ком, скатывающийся с горы, размножается простым делением на несколько капель капля воды при ударе о преграду и т. д. Вместе с тем живой объект однозначно определяется совокупностью перечисленных признаков. Поэтому для определения понятия живой объект необходимо решить задачу выражения совокупности определяющих его характеристик, выраженных в конкретных биологических терминах, в обобщенных представлениях.

В существующих оп-ределениях жизни в основном обобщаются результаты естественных наук, позволяющие выделить признаки, по которым живые организмы отличаются от неживых. Такой подход приводит к обобщенному представлению о жизни как о специфической форме существования живой материи.

Из результатов представленного анализа (рис.) следует, что существенную роль в определении жизни должно играть то, что жизнь - это свойство живого объекта.

Жизнь, как общее, интегральное свойство жи-вых объектов, проявляется в системе отношений между живым объектом и окружающей средой в процессах жизнедеятельности, метаболизма, гомеостаза, в ходе воспроизводства жизни и в обобщенных понятиях может быть определена как совокупность свойств живого объекта:
- способность воспроизводить себе подобные или имеющие качественные отличия объекты;
(+)
- способность управлять процессами материального, энергетического и информационного обмена с окружающей средой.
(++)

Свойство (+) характеризует способность живого объекта к размножению.

Размножение живых организмов может быть бесполовым: делением особи на две и большее число идентичных родительской клеток; образованием спор - репродуктивных единиц, состоящих из небольшого количества цитоплазмы и ядра; почкованием, при котором новая особь образуется в виде выроста на теле родительской особи, а затем отделяется от нее, превращаясь в самостоятельный организм; фрагментацией, т. е. разделением особи на две или несколько частей (например, при разрыве тела нитчатых водорослей или тела некоторых низших животных), каждая из которых растет и образует новую особь; вегетативным размножением, при котором от растения отделяется относительно большая, обычно дифференцированная, часть и развивается в самостоятельное растение; клонированием, т. е. искусственным методом получения идентичных потомков некоторых видов высших растений и животных (например, при пересадке ядра, взятого из клетки кишечника лягушки, в яйцеклетку, собственное ядро которой предварительно было разрушено ультрафиолетом, вырастает головастик, развивающийся в лягушку, идентичную той особи, от которой взято ядро), и половым: в результате слияния генетического материала гаплоидных ядер специализированных половых клеток - гамет раздельнополых особей или двуполых, т. е. способных производить и мужские, и женские гаметы (например, дождевые черви, ракообразные и т. д.); при партеногенезе - модификации полового размножения, при котором женская гамета развивается в новую особь без оплодотворения мужской гаметой (например, у медоносной пчелы матка откладывает оплодотворенные яйца, которые, развиваясь, дают самок, т. е. маток или рабочих особей, и неоплодотворенные яйца, которые дают самцов - трутней) [10].

Одноклеточные организмы - бактерии размножаются бесполовым путем (бинарным делением с образованием двух дочерних клеток), а также половым, в примитивной форме, за счет обмена генетическим материалом, т. е. генетической рекомбинацией [9].

Вирусы воспроизводят себя только внутри живой клетки. После проникновения в клетку вирус Lвыключает¦ (инактивирует) хозяйскую ДНК и, используя собственную ДНК или РНК, дает клетке команду синтезировать новые копии вирусов [9].

Многообразие механизмов размножения известных живых организмов, как это видно из сделанного обзора, имеет массу единичных черт, а также общее: для всех случаев размножения характерны процессы воспроизводства живым существом новых живых существ (идентичных или имеющих на момент появления качественные отличия).

Кроме размножения живым объектам присуще явление роста (рост, в соответствии с точкой зрения авторов работы [9], трактуется в широком смысле, включая процессы развития). Рассмотрим подробнее разновидности роста живых организмов.

Рост многоклеточного организма, начинающийся с одной клетки, имеет стадии: гиперплазии - увеличения числа клеток при их делении, гипертрофии - необратимого увеличения размеров клеток в результате поглощения воды или синтеза протоплазмы и дифференцировки клеток, т. е. их специализации, являющейся частью морфогенеза (морфогенез - это процесс изменений на клеточном уровне, приводящий к изменению общей формы и структуры как отдельных органов, так и организма в целом) [10]. Развитие ряда беспозвоночных характеризуется наличием быстрых изменений, происходящих при переходе от личиночной стадии к взрослой форме - метаморфозом (например, головастик - амфибия и т. п.); еще более сложные изменения, сопутствующие росту, присущи позвоночным, например, на протяжении жизни человеческого организма, после оплодотворения яйца, сменяется 47 клеточных поколений, 42 из которых приходится на период внутриутробного развития [10].

При этом на стадии роста живой системы (организма) создаются не только живые элементы (клетки), но и неживые элементы живой системы, например, силовым элементом кости и дентина является так называемое основное вещество, состоящее преимущественно из неорганических соединений.

Рост бактерии характеризуется увеличением размеров и продолжается до достижения определенного отношения между объемами ядра и цитоплазмы, после чего начинается деление клетки [9].

Вирусы, в отличие от других живых организмов, не имеют клеточного строения. Стадии роста, присущей клеточным организмам, в жизненном цикле вирусов нет [9].

Отсутствие явления роста у одного из классов организмов (вирусов) показывает, что рост не является общим свойством живых объектов, и, следовательно, рост не должен отражаться в качестве одного из существенных признаков в определении живого объекта.

Свойство (++) обобщает такие признаки живого объекта как питание, дыхание, раздражимость, подвижность, выделение из организма конечных продуктов обмена веществ. Общее для данных явлений заключается в способности живых особей целенаправленно регулировать сопутствующие перечисленным признакам процессы материального, энергетического, а также информационного обмена с окружающей средой. Факт существования эволюции живой природы убедительно доказывает управляющий характер такого целенаправленного регулирования. Без способности живого объекта управлять материальным, энергетическим и информационным обменом с окружающей средой невозможно возникновение фенотипических изменений и, соответственно, исчезает одно из условий процесса эволюции.

Свойство (++) согласуется с определением жизни по М. И. Штеренбергу [11], так как управление процессами материального, энергетического и информационного обмена с окружающей средой предполагает сигнальную активную форму существования живых объектов.

Изложенное позволяет сформулировать определение живого объекта, общее для вирусов, бактерий и многоклеточных организмов: живым объектом является предмет (вещь), способный воспроизводить себе подобные или имеющие качественные отличия предметы (вещи) и управлять материальным, энергетическим и информационным обменом с окружающей средой.

4. Вопрос целесообразности возникновения и предназначения человека в ходе эволюции

материи и определение разума

В иерархической лестнице живой материи усиление свойства (++) до уровня целенаправленного управления энергоинформационными процессами в окружающей среде соответствует переходу к разумной форме жизнедеятельности, присущей человеку.

С началом регулирования человеком геологических, геохимических и биогеохимических процессов на Земле, выходом в космос, освоением промышленных космических технологий деятельность человека по изменению и преобразованию окружающей среды все более носит космо-планетарный характер. Человек активно трансформирует биосферу в ноосферу [8], следовательно, обобщенное понятие человек (рис. 1) нельзя сводить только к представлению о субъекте общественно-исторической деятельности и культуры, человек является элементом биосферы, формирующим ноосферу, фактором космо-планетарного масштаба. При таком подходе свойство индивидуума выполнять творческую познавательную деятельность, раскрывающую сущность действительности, превращается в необходимый признак все более углубленного и целенаправленного, разумного преобразования реальности человеком. Это позволяет сделать заключение, что разум, как сторона человека, проявляющаяся в системе отношений между человеком и изменяемой им природой, является
свойством человека все более углубленно и целенаправленно управлять процессами материального, энергетического и информационного обмена в окружающей среде и между человеком и окружающей средой.
(+++)

Свойство (+++) указывает на функцию, предназначение человека выполнять роль управляющего регулятора развития природных явлений. Можно предположить, что по мере расширения познания сущности реальности, овладения новыми источниками энергии, технологиями, средствами воздействия на природные процессы на все более значительных космических и все более меньших внутриядерных и внутричастичных расстояниях роль человека в эволюции материи будет возрастать.

Человек, обладая свойствами (+) и (+++), имеет потенциальную возможность породить качественно новые живые объекты с новой формой организации жизни. В подтверждение данного утверждения, а также того, что человек уже в настоящее время способен выполнять функции Творца, рассмотрим компьютерные вирусы размножающегося типа.

Под компьютерным вирусом обычно понимается любая компьютерная программа, которая написана специально для разрушения данных или аппаратных средств [13]. Подавляющее большинство известных вирусов размножается в процессе своего функционирования, поэтому под компьютерными вирусами часто понимают программы, способные к размножению [14]. По определению Е. В. Каспер-ского компьютерным вирусом называется программа (т. е. некоторая совокупность выполняемого кода), которая может создавать свои копии (не обязательно полностью совпадающие с оригиналом) и внедрять их в файлы, системные области компьютера, вычислительные сети и т. д. [15]. Количество известных компьютерных вирусов постоянно растет, например, антивирусная программа AVP (версия 2.2) распознает свыше 8000 вирусов.

В соответствии с классификацией компьютерных вирусов, предложенной Е. В. Касперским и A. N. de Mont de Rique (Энциклопедия компьютерных вирусов, версия 1.2 / Россия, 1992 - 1995 г., распространяется на дискетах), вирусы можно разделить на классы по следующим признакам:

- по среде обитания вируса (сетевые, файловые, загрузочные и смешанные, например, файлово-загрузочные и т. д.);

- по способу заражения среды обитания (резидентные, т. е. оставляющие при инфицировании компьютера в оперативной памяти свою резидентную часть, которая затем перехватывает обращение операционной системы к объектам заражения и внедряется в них, и нерезидентные);

- по деструктивным возможностям (без-вредные, т. е. никак не влияющие на работу компьютера, кроме уменьшения свободной памяти на диске в результате своего распространения; неопасные, влияние которых ограничивается уменьшением свободной памяти на диске и графическими, звуковыми и пр. эффектами; очень опасные, которые могут привести к потере программ, уничтожить данные, стереть необходимую для работы компьютера информацию, записанную в системных областях памяти, и т. д.);

- по особенностям алгоритма вируса (ком-паньон-вирусы, черви, паразитические, студенческие, стелс-вирусы, полиморфик-вирусы).

Сетевые вирусы распространяются по компьютерной сети. Файловые вирусы заражают выполнимые файлы (командные файлы (BAT), загружаемые драйверы (SYS) и выполняемые двоичные файлы (EXE, COM)). Загрузочные или бутовые вирусы заражают загрузочный (Boot) сектор флоппи-диска и Boot-сектор или Master Boot Record (MBR) винчестера и начинают свою работу при загрузке компьютера (загрузка компьютера - это происходящий при каждом его включении процесс формирования системы устойчивых отношений в памяти ЭВМ, т. е. структуры информационной среды компьютера, необходимой для выполнения программ) [15].

LКомпаньон-вирусы (companion) не изменяют файлы, а создают для EXE-файлов файлы-спутники, имеющие то же самое имя, но с расширением .COM. При запуске такого файла операционная система первым обнаружит и выполнит COM-файл, т. е. вирус, который затем запустит и EXE-файл [15].

Вирусы-Lчерви¦ (worm) проникают в память компьютера из компьютерной сети, вычисляют сетевые адреса других компьютеров и рассылают по этим адресам свои копии [15].

LЧервь¦ обладает функцией перемещения, он передвигается по памяти ЭВМ случайным образом, или направленно. При движении Lчервь¦ копирует себя на новое место, а там, где была полезная информация, оставляет за собой нули [14].

LПаразитические¦ вирусы при распространении своих копий изменяют содержимое дисковых секторов или файлов. К данной группе относятся все вирусы, которые не являются Lчервями¦ или Lкомпаньонами¦ [15].

LСтуденческие¦ - это крайне примитивные вирусы, часто нерезидентные и содержащие большое число ошибок [15].

LСтелс-вирусы (вирусы-невидимки, stealth), перехватывают обращения DOS к пораженным файлам или секторам дисков и Lподставляют¦ вместо себя незараженные участки информации [15].

LПолиморфик-вирусы (polymorphic) [15], или самодифицирующиеся вирусы [12], изменяют свое тело при размножении. Изменения при этом могут быть настолько существенными, что в большинстве случаев два образца одного и того же полиморфик-вируса до и после акта размножения не будут иметь ни одного совпадения [15].

Компьютерные вирусы функционируют в специфической информационной среде - памяти компьютера. В компьютерной памяти выполняются различные программы; вирусы, также являясь программами, Lприписывают¦ себя к другим программам, т. е. Lзаражают¦ их [12].

Такое приписывание означает размножение, тиражирование вирусом своего тела (программы). Вирус, размещающийся в Lзараженной¦ им программе, ведет себя как целостное образование и продолжает размножаться, заражая другие компьютерные программы.

Тело вируса может быть монолитным (несегментированным) или сегментированным, т. е. состоящим из нескольких функционально связанных элементов. Например, файловые и бутовые вирусы можно представить состоящими из двух частей: головы и хвоста. Головой называют часть вируса, которая первой получает управление, а хвостом - части вируса, расположенные отдельно от головы [16].

Жизненный цикл компьютерного вируса включает в себя стадии проявления, размножения и прекращения функционирования.

Фаза проявления может чередоваться с размножением и начинается через определенный (инкубационный) период или при сочетании некоторых условий. Кроме того, для ряда вирусов характерно наличие латентной фазы, в течение которой никаких действий по своему размножению или проявлению вирусом не предпринимается. Латентная фаза, как правило, обусловливается определенным временным периодом (например, определенным месяцем или годом), конфигурацией (например, вирус может активизироваться только при попадании на винчестер) или аппаратными особенностями (например, только на клонах IBM PC) [16].

Прекращение функционирования может быть запрограммированным действием (например, когда файловый резидентный вирус вызывает форматирование жесткого диска и уничтожает таким способом необходимую для работы ЭВМ информацию и, заодно, свое тело) или вызванным конфликтом вируса с окружающей его информационной средой. Последний случай реализуется, когда компьютер оказывается полностью Lзараженным¦ и перестает по этой причине работать, что обусловливает невозможность дальнейшего функционирования в данных условиях размножившейся колонии вирусов.

Кроме функций размножения вирусы управляют процессами информационного обмена между собой и окружающей их информационной средой.

При начале работы зараженной программы вирус берет управление на себя, находит и заражает другие программы, а также выполняет какие-нибудь вредные действия (например, портит файлы или таблицу размещения файлов, засоряет оперативную память, вызывает звуковые и видеоэффекты и т. д.). После того, как вирус выполнит нужные ему действия, он передает управление той программе, в которой он находится, и программа работает так же, как обычно [12].

Из изложенного ясно, что компьютерные размножающиеся вирусы обладают свойствами (+) и (++) и, таким образом, представляют собой живые объекты новой информационной формы жизни, созданные человеком.

В заключении статьи контурно наметим подход к вопросу о закономерности возникновения человека.

С точки зрения синергетики эволюция имеет признак образования новых, разнообразных структур, возникающих за счет самоорганизации.

Самоорганизация возможна путем глобального воздействия на систему окружающей среды, описываемого управляющими параметрами в синергетических дифференциальных уравнениях, в связи с увеличением числа компонентов системы или из-за смешения тех же компонентов, а также по причине внезапного изменения управляющих параметров, которое происходит в то время, когда система релаксирует в новое состояние при новых условиях (связях) [17].

Процесс релаксации системы в конкретное состояние, как это хорошо известно из различных областей науки и техники, не способен самопроизвольно изменить направление; для этого необходимо принудительное, управляющее поведением системы, воздействие [18].

Наличие такого управляющего фактора в материи, т. е. существование человека, позволяет природе реализовать механизмы самоорганизации за счет изменения управляющих параметров, что с позиций синергетики открывает возможности очень широкого подхода к эволюции структур [17]. Это позволяет сделать заключение: закономерность возникновения человека - управляющего регулятора природных процессов - обусловлена тем, что человек в данном качестве является фактором, способствующим расширению многообразия форм самоорганизующейся, развивающейся материи.

Литература

1. Теория познания: В 4 т. Т.4. Познание социальной реальности / Российская Академия наук. Ин-т философии; Под ред. В.А.Лекторского, Т.И.Ойзермана.- М.: Мысль, 1995.- 431 с.

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов/ Под ред. Н.Ю.Шведовой.- М.: Рус. яз., 1991.- 917 с.

3. Солопов Е.Ф. Материя и движение.- Л.: Наука, 1972 .- С. 135-136.

4. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова.- М.: Политиздат, 1980.- 444 с.

5. Философский энциклопедический словарь / [Подго-товили А.Л.Грекулова и др.]; Редкол.: С.С.Аверинцев и др. - М.: Сов. энцикл., 1989.- 814 с.

6. Материалистическая диалектика как научная система / М.Б.Митин, А.П.Шептулин, Д.И.Широков и др.; Под ред. А.П.Шептулина.- М.: МГУ, 1983.- 295 с.

7. Диалектический и исторический материализм / Под общ. ред. А.П.Шептулина.- М.: Политиздат, 1985.- 414 с.

8. Взаимодействие физических полей с живым веществом: Монография / Е.И.Нефедов, А.А.Протопопов, А.Н.Семенцов, А.А.Яшин; Под общей редакцией А.А.Хадарцева.- Тула: Изд-во ТулГУ, 1995.- 179 с.

9. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т. Т.1.: Пер. с англ. / Под ред. Р. Сопера.- М.: Мир, 1990.- 368 с.

10. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т. Т.3.: Пер. с англ./ Под ред. Р. Сопера.- М.: Мир, 1990.- 376 с.

11. Штеренберг М.И. Проблема Берталанфи и определение жизни // Вопросы философии.- 1996.- ¦2.- С. 51-66.

12. Фигурнов В.Э. IBM РС для пользователя. Изд. 6-е, перераб. и доп.- М.: ИНФА - М, 1995.- 432 с.

13. Джеральд Р.Роутледж и др. DOS (серия LБез проблем¦): Пер. с англ. - М.: БИНОМ. - 400 с.

14. Файтс Ф., Джонстон П., Кратц М. Компьютерный вирус: проблемы и прогноз: Пер. с англ. - М.: Мир, 1994. - 176 с.

15. Касперский Е. Компьютерные вирусы в МS DOS. - М.: Издательство LЭДЭЛЬ¦, 1992.- 176 с.

16. Безруков Н.Н. Компьютерные вирусы. - М.: Наука, 1991.- 160 с.

17 Хакен Г. Синергетика: Иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах: Пер. с англ. - М.: Мир, 1985. - 423 с.

18. Нефедов Е.И., Яшин А.А. Электромагнитная основа в концепции единого информационного поля ноосферы // Философские исследования.- 1997.- ¦ 1.- С. 5-74.

EXPEDIENCY OF HUMAN APPEARING, HUMAN PREDESTINATION AND ELEMENTARY OPERATIONS OF THE COGNITION PROCESS

E. I. NEFYODOV, A. A. PROTOPOPOV, A. A. YASHIN

Summary

The authors suppose that a human being (h. sapience) has appeared as a natural phenomenon and controlling regulator of the Nature processes, contributing to the increase in substance multiformity.