УДК 616.61
Терапия неспецифических воспалительных заболеваний почек и мочевыводящих путей, несмотря на достигнутые успехи, остается до сих пор чрезвычайно актуальной проблемой. Распространенность патологии среди урологических заболеваний по различным литературным источникам, составляет более 50% [6].
Новым направлением в медицине явилось воздействие антибактериальными и биопрепаратами через лимфатическую систему на микролимфоциркуляцию [4].
Традиционная антибактериальная терапия столкнулась с явлением развития антибиотикорезистентных штаммов. Постоянно разрабатываемые новые антибиотики очень быстро утрачивают свою эффективность. Часто, несмотря на проводимую антибактериальную терапию, происходит генерализация инфекционного процесса, либо развиваются локальные гнойные осложнения, требующие хирургического вмешательства.
Отсутствие ожидаемого эффекта от традиционного использования антибактериальных препаратов заставляет задуматься о патофизиологических основах подобных проблем и искать новые оригинальные пути их разрешения [4, 5].
Традиционное введение антибактериальных препаратов не учитывает некоторые патогенетические моменты воспалительного процесса, в том числе такой важнейший этап в поддержании тканевого гомеостаза, как воздействие на лимфатическую систему.
Лимфатическая система вовлекается в патологический процесс при любом воспалении. Воспалительный экссудат проникает в расширенные лимфатические сосуды и далее в лимфатические узлы, способствуя распространению и прогрессированию процесса.
Традиционное введение лекарственных препаратов (внутримышечно, внутривенно, через рот) не только не позволяет корригировать нарушения микролимфоциркуляции, но и не устраняет блок лимфоиммунной системы. При этом не обеспечивается достаточная и продолжительная концентрация препарата в лимфатической системе, что не позволяет эффективно воздействовать на инфекционный агент, присутствующий в ней.
Существенно снижает эффект антибактериальных препаратов то, что из крови в лимфатическую систему они поступают в связанном с белками состоянии [5].
Впервые в исследованиях для эндолимфатического введения были использованы рентгенконтрастные йодистые препараты в масляном растворе. Затем в клинической практике эндолимфатическое введение лекарственных препаратов начато в онкологии [8].
В работах ряда зарубежных и отечественных авторов разработана методологическая и патофизиологическая основа метода [3, 5, 7].
Клинические аспекты метода, разрабатываемые в онкологии, касались в основном вопросов эндолимфатической химиотерапии. В хирургической практике преимущественно рассматривались вопросы эндолимфатической антибиотикотерапии хирургической инфекции [9].
В исследованиях установлено, что эндолимфатическое введение препаратов позволяет:
- активно воздействовать на факторы, локализованные в лимфатической системе: макрофаги, метастазы, опухолевые клетки, метаболиты, инфекционные агенты и продукты их жизнедеятельности;
- активизировать иммунную систему;
- создавать большую концентрацию препарата в лимфатической системе и на более продолжительное время;
- снизить общетоксический эффект антибактериальных препаратов;
- восстановить микролимфоциркуляцию в лимфатических узлах и тканях;
- поддерживать концентрацию препаратов в крови на более стабильном уровне.
Существует два способа введения препаратов - эндолимфатический и лимфотропный. При эндолимфатическом введении препарата используется, как правило, пункция или катетеризация лимфатического сосуда. Возможно введение лекарственного препарата в лимфатические узлы. Для эндолимфатического введения используются поверхностные и глубокие лимфатические сосуды тыла стопы, глубокие лимфатические сосуды в области медиальной лодыжки, лимфатические сосуды бедра и кисти.
Чаще всего лимфатический сосуд выделяют на тыле стопы, прокрашивая его индигокармином или 1% раствором синьки Эванса. Синьку вводят в первый или второй межпальцевой промежуток, сразу же после введения синьки осуществляют анестезию кожи 2% раствором новокаина [1]. Некоторые технические особенности метода, необходимость овладения микрохирургической техникой, возможные осложнения, сопутствующие любому оперативному вмешательству, препятствовали его широкому распространению. В связи с этим был разработан другой метод - лимфотропный. При этом способе лекарственный препарат вводят подкожно, а более высокое проникновение в лимфатическую систему достигается посредством создания препятствия венозному оттоку крови, наложением манжеты тонометра на конечность в сочетании с введением веществ, усиливающих лимфогенное всасывание. Это фибринолитик - террилитин и протеолитические ферменты [5].
Этот метод более доступен. Однако создаваемая им концентрация препаратов в лимфатической системе, превышая в 1,5-3,5 раза концентрацию препарата, вводимого обычным способом, не всегда является эффективной для достижения клинического результата. При эндолимфатическом введении концентрация веществ в лимфе увеличивается в 10-12 раз. При традиционном внутривенном введении концентрация препаратов снижается в течение трех часов, что требует поддерживающего концентрацию введения до 4-6 раз в сутки. Снижение концентрации препарата при лимфотропном введении продолжается в течение 12 часов после однократного введения. При эндолимфатическом введении в растворе полиглюкина снижение концентрации препарата достигает 18-24 часов, что не требует дополнительного введения ранее 5-6 суток.
Получившее широкое распространение эндолимфатическое введение антибактериальных препаратов имело, несмотря на достижение клинического эффекта, существенный недостаток [9]. Известно, что введение водной взвеси лекарств или рентгеноконтрастных препаратов в силу низкой вязкости раствора не может обеспечить полноценное воздействие на лимфатическую систему. На уровне пахового лимфатического узла происходит сброс вводимого вещества в венозное русло по лимфовенозным анастомозам. Для преодоления этого недостатка была предпринята работа [1], в которой автор, исследуя вязкость растворов, близких по вязкости к лимфе, установил, что оптимальным вариантом растворителя является полиглюкин или нативная плазма.
Еще одним существенным недостатком антибактериальной терапии в лечении неспецифических воспалительных заболеваний почек и мочевыводящих путей является иммунодепрессивный эффект, присущий всем антибиотикам. Этот эффект воздействия антибиотиков на организм тем более важно учитывать в связи с сопровождающим воспалительный процесс вторичным иммунодефицитом [10].
Предпринимаются попытки фармакологической коррекции иммунной системы с применением иммуноактивных средств, направленных на стимуляцию или угнетение клеток, участвующих в иммунном ответе. Существует множество иммуностимуляторов. В исследованиях установлено, что ни один из них не оказывает избирательного воздействия на клетки, участвующие в иммунном ответе, однако отмечается преимущественное влияние на те или иные факторы иммунитета [11]:
- иммуностимуляторы: декарис, зимозан и аналоги;
- иммуномодуляторы: тималин, тактивин, тимоген;
- иммунокорригирующие препараты: трансплантат вилочковой железы [2].
Установлено, что использование в схеме лечения острых воспалительных заболеваний лейкомассы путем лимфотропного введения, позволило получать быстрый клинический эффект без применения антибиотиков. Привлекает внимание перспектива и возможность введения лейкомассы эндолимфатически. Известно, что лимфатическая система является одной из анатомических зон, обеспечивающих иммунную реакцию организма, в связи с чем можно было предположить, что в результате эндолимфатического введения лейкомассы будет осуществляться не только местный эффект, но и корригирующее воздействие на иммунитет.
Работ, связанных с эндолимфатическим введением лейкомассы при урологических заболеваниях в доступной литературе, не обнаружено. С позиции современных представлений об участии иммунной системы в течении неспецифических воспалительных заболеваний была сформулирована задача: устранение иммунных нарушений у больных с неспецифическими заболеваниями мочевыводящих путей.
Изложенное выше позволяет предположить, что в основе
полипатентной почечной патологии лежит некорригируемая ситуация
с лимфооттоком из почечной паренхимы и прилежащих к ней путей.
Предполагается очевидным, что разгрузка регионарного лимфооттока,
сочетающегося с нормализацией тока лимфы, а также иммуногенеза
в лимфатических узлах позволяет решить вопрос об адекватном купировании
острых заболеваний мочевыводящих путей путем нормализации микроциркуляции
и восстановления лимфоиммунного статуса лимфоидной системы почек.
1. Дзасохов С.В. Лимфография сосудов верхних конечностей // Педиатрия.- 1975.- ¦ 6.
2. Дзасохов С.В. Способ трансплантации вилочковой железы. А.С. ¦ 760961, Б.И. ¦ 33, 1980.
3. Зенгинидзе Г.А., Циб А.Ф. Клиническая лимфология.- М.: Медицина, 1977.
4. Куприянов В.В. Микролимфология.- М.: Медицина, 1983.
5. Левин Ю.Н. Эндолимфатическая и лимфотропная терапия.- М.: Медицина, 1987.
6. Лопаткин Н.А. Урология.- М.: Медицина, 1982.
7. Лукьянченко Б.Я. Лимфография.- М.: Медицина, 1966.
8. Панков А.К. Эндолимфатическая химиотерапия.- М.: Медицина, 1986.
9. Панченков Р.Т. Эндолимфатическая антибиотикотерапия.- М.: Медицина, 1984.
10. Петров Р.В., Манько В.Н. Иммунодепрессоры.- М.: Медицина, 1971.
11. Ширинский В.С., Жук Е.А. Проблемы иммуностимулирующей
терапии // Иммунология.- 1991.-
¦ 3.
The article deals with a new approach to a treatment
of simple nephritis and ureteritis, i.e., making use of antibacterial
and biological drugs via the lymphosystem to influence on microlymphocirculation.
Саневич Рафаил Анатольевич
1962 года рождения. Окончил Калининский медицинский институт в
1985 году. С 1986 года работает ординатором урологического отделения
муниципальной больницы ¦ 1.