УДК 351.77
В международном законодательстве право человека на здоровье признано Всеобщей декларацией прав человека (ст.25, п.1): "Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень ..., медицинский уход ..., который необходим для поддержан ия здоровья и благосостояния его самого..." [2].
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. признает право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья (ст.12) [12].
В отношении населения России Конституция РФ 1993 г. в ст.41 (п.1) закрепила право каждого гражданина на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь [7]. Одним из важных нормативных правовых актов (НПА) в рассматриваемой сфере являю тся принятые в 1993 г. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан [14].
Однако, несмотря на имеющиеся международные и федеральные НПА, касающиеся охраны здоровья человека, реализация их положений на практике в правовое поле деятельности исполнительных органов власти Российского государства как на федеральн ом, так и на региональном уровне оставляет желать лучшего. В ряде случаев она вообще не осуществляется из-за недостаточного финансирования, откровенно слабого нормотворчества, отсутствия научно обоснованной технологии законотворчества, в том числе из-за неразработанных механизмов достижения поставленных целей и решения соответствующих задач.
По-видимому, такой подход к охране здоровья населения является одной из главных причин того, что Российская Федерация в последние годы отличается неблагоприятной эколого-техногенной обстановкой и характеризуется негативными тенденциями в демографических процессах. В стране постоянно снижается рождаемость, увеличивается смертность и естественная убыль численности населения, уменьшается продолжительность жизни, особенно мужчин. По ряду регионов отмеченные показатели значительно превышаю т среднестатистические данные по России, ставя их в положение территорий с признаками возникновения чрезвычайной ситуации [4, 6].
Здоровье населения и здравоохранение считаются важнейшими компонентами политической системы любого цивилизованного государства, влияющими на все стороны его социально-экономической деятельности [3]. В России обеспечение права граждан н а здоровье, на оказание им необходимой медицинской помощи возложено на органы управления и лечебно-профилактические учреждения федерального и регионального здравоохранения [9]. К отрицательным моментам, снижающим эффективность деятельности отечественного здравоохранения, следует отнести правовое несовершенство юридического обеспечения систем управления, финансирования и планирования в отрасли, а также наличие правового вакуума в вопросах устранения организационных недостатков функционирования его основн ых звеньев (подразделений, служб) при оказании населению различных видов медицинских услуг [15].
В связи с этим при проведении реформирования здравоохранения страны особое внимание следует обращать на формирование правового пространства, обеспечивающего оптимальные условия деятельности медицинских учреждений, организаций, предприя тий и служб, в том числе относящихся к системе частного сектора. Отсюда логичной становится необходимость законотворческого регулирования и его совершенствования в процессе структурной перестройки и развития здравоохранения с целью создания фундаментальн ой современной нормативно-правовой базы, определяющей и обеспечивающей более эффективные взаимоотношения органов управления отрасли как с подчиненными им лечебно-профилактическими учреждениями и организациями, так и с частными медицинскими предприятиями и фирмами.
Так как здравоохранение представляет собой особую сферу деятельности государства по обеспечению права граждан на жизнь и здоровье [8], усиление роли права, в том числе медицинского, в жизни общества, тем более в условиях проведения реф орм, приобретает важное значение. Сегодня следует учитывать такой факт, что по ряду вопросов об охране здоровья граждан РФ законы отсутствуют или находятся в стадии разработки, а если и есть на федеральном уровне и особенно в регионах какие-то НПА, то он и во многом устарели и требуется их отмена или доработка и изменение. В результате многие правонарушения в областях деятельности здравоохранения, охраны прав медицинских работников и пациентов до настоящего времени в регионах остаются неурегулированными.
По мнению юристов [10, 16], если право в широком смысле не имеет пробелов, то причиной их возникновения является не развитие общества или усложнение общественных отношений, а всего-навсего недостаточная компетентность законодателя, кот орый не смог хорошо изложить право в форме закона, и правоприменитель в сложных условиях вынужден руководствоваться его аналогией. Так, Бергбом в монографии "Юриспру-денция и философия права", изданной еще в 1893 г., писал: "Пробел обнаруживается не в пр аве, а в ищущем право, - не право нуждается в пополнении своих норм, а применяющий нуждается в пополнении своих знаний". Поэтому в случае полного отражения духа естественного права в букве закона пробел, то есть правовой вакуум, никогда не возникает [10] . Таким образом, если причинами возникновения пробела в праве может быть (наряду с другими) некомпетентность, недальновидность законодателя, то причиной образования правового вакуума является развитие общества, особенно в стремительно происходящих измене ниях в конкретной общественной системе [5, 11, 13]. В связи с этим любое цивилизованное государство вынуждено проводить радикальную правовую реформу [1]. В то же время указанные факторы достаточно обоснованно могут оказывать негативное влияние на проведе ние нормотворчества в сфере охраны здоровья граждан как на региональном, так и в ряде случаев - на федеральном уровне на данном этапе развития Российского государства.
Все вышеизложенное позволяет отметить, что актуальность проблемы определяется необходимостью существенных дополнений и изменений в действующем федеральном и региональном медицинском законодательстве и проведения активной нормотворческо й работы в сфере охраны здоровья граждан территорий страны в связи с закреплением в Конституции Российской Федерации (1993 г.) права на законодательство и принятие законов субъектами Федерации (ст.5, ч.2).
Признание государственного значения нормотворческого процесса в обществе, особенно в медицине, обуславливает необходимость его научного изучения на федеральном и региональном уровне.
Важность дальнейшего изучения проблем нормотворчества тем более очевидна, что в методике организации законотворческой работы на региональном уровне имеется ряд существенных недостатков, одной из причин которых является недостаточное те оретическое обоснование технологического процесса подготовки НПА.
Предметом и объектом исследования в данной работе являются изучение и анализ состояния законотворчества и процесса нормотворческой работы в сфере охраны здоровья граждан Российской Федерации.
С этой целью нами проанализированы результаты анкетирования субъектов Российской Федерации по вопросам осуществления законотворчества в сфере охраны здоровья граждан за 1995-1997 гг. В "Анкету по законотворческой работе" включены неско лько пунктов со следующими вопросами:
В ходе исследования изучены материалы с ответами субъектов РФ по пунктам анкеты.
Полученные данные позволили, во-первых, установить количество субъектов Российской Федерации, принявших участие в анкетировании; во-вторых, выяснить состояние законотворческой деятельности в субъектах РФ. Так, в анкетировании по пункта м 1, 2, 3 и 6 приняли участие от 19 до 32 регионов, что составило от 21,35 до 39,95 % всех 89 субъектов РФ.
Законодательные акты в сфере охраны здоровья граждан, утвержденные субъектами РФ в 1995-1997 гг., представлены в табл.1.
Таблица 1
|
Количество законов, принятых 23 субъектами РФ | ||
|
|
| |
| О противотуберкулезной помощи и защите населения от туберкулеза |
|
|
| Об охране здоровья граждан ... |
|
|
| О вакцинопрофилактике населения ... |
|
|
| О здравоохранении ... |
|
|
| О лекарственном обеспечении населения ... |
|
|
| Основные законы (5 наименований) |
|
|
| Другие законы (21 наименование) |
|
|
| Всего принято законов: |
|
|
Как видно из табл. 1 и 2, в 23 субъектах РФ, участвовавших в анкетировании, действует 51 медицинский закон. Наиболее часто (в 19,61 % случаев) в регионах принимали закон "О противотуберкулезной помощи и защите населения от туберкулеза" (10 субъектов РФ). К основным законам нами также отнесены НПА с наименованиями "Об охране здоровья граждан..." - в 9,8 % случаев (5 субъектов), "О вакцинопрофилактике населения ..." - в 7,84 % (4 субъекта), "О здравоохранении ..." и "О лекарственном обе спечении населения ..." - в 5,88 % случаев каждый (по 3 субъекта).
По основным 5 наименованиям имеется 25 законов (49,02%). 26 НПА утверждено субъектами с другими наименованиями (21), что составило 50,98 % от всех принятых законов. Эти законы распределились следующим образом:
Наибольшую активность в законотворческой работе проявили всего 7 субъектов РФ. Так, по 5 законов действует только в Саратовской и Свердловской областях и Республике Тува (в каждой по 9,8 % от числа всех НПА), что составило в целом по э тим трем регионам РФ 29,4 % от общего объема законотворчества среди 23 проанкетированных субъектов РФ. 4 закона утверждено в Мурманской области (7,84 %), по 3 закона - в Республике Калмыкия, Волгоградской и Омской областях (по 5,88 %). Таким образом, в 7 субъектах РФ принято более половины всех региональных законов (54,88 %).
Анализ региональной законодательной базы позволил установить, что количество наименований законов из расчета на 1 проанкетированный субъект было в среднем 1,13, а в расчете на 1 из 89 субъектов РФ - всего 0,29. В то же время количество законов из расчета на 1 наименование НПА составило 1,96, из расчета на 1 проанкетированный субъект - 2,21, а на 1 субъект всей РФ и того меньше - 0,57. Все это указывает на довольно слабую региональную правовую базу в сфере охраны здоровья граждан субъе ктов РФ.
В ответах на 2 пункт анкеты участвовал 31 субъект РФ. Анализ материалов по законопроектам в сфере охраны здоровья граждан, находящимся в состоянии разработки субъектами РФ, показал, что в 1995-1997 гг. подготавливалось 69 НПА (табл.3). Среди них наиболее часто разрабатывались проекты следующих наименований: "О лекарственном обеспечении..." (12), "О противотуберкулезной помощи и защите населения от туберкулеза" (11), "Об охране здоровья ..." (11), "О здравоохранении..." (9). По четырем наиболее часто упоминающимся наименованиям НПА, отнесенным к основным, в разработке находилось 43 законопроекта, что составило 62,32 % от всех подготавливаемых НПА.
Таблица 3
|
|
| |
|
|
| |
| О лекарственном обеспечении ... |
|
|
| О противотуберкулезной помощи и защите населения от туберкулеза |
|
|
| Об охране здоровья ... |
|
|
| О здравоохранении ... |
|
|
| Основные законопроекты (4 наименования) |
|
|
| Другие законопроекты (12 наименований) |
|
|
| Всего законопроектов: |
|
|
Другие 26 законопроектов (37,68 %) имели 12 наименований, в том числе:
Состояние законотворческой работы по подготовке медицинских законопроектов среди субъектов РФ, принявших участие в анкетировании, представлено в табл.4. Установлено, что самой активной по разработке законопроектов являлась Томская обла сть (6 проектов - 8,69 %). По 5 проектов (7,25 %) разрабатывали Архангельская и Курская области, 4 - Тульская область (5,8 %), 3 - Магаданская область, г.Санкт-Петербург, Республика Северная Осетия - Алания и Ханты-Мансийский АО (по 4,35 %). Указанные 8 субъектов разрабатывали в целом 32 проекта законов, что составило 46,38 % от всех указанных законопроектов. В остальных 23 субъектах РФ проводилась работа над 37 проектами (53,62 %).
По результатам анкетирования субъектов РФ определены показатели их активности при разработке медицинских законопроектов. Так, количество наименований законопроектов не превышает 1,0, в том числе из расчета на 1 проанкетированный субъек т - 0,52, а из расчета на 1 из 89 субъектов РФ еще меньше- 0,18. Количество разрабатываемых проектов составило из расчета: на 1 наименование НПА - 4,31, на 1 проанкетированный субъект - 2,23, а на 1 субъект всей РФ- 0,77.
На основании результатов изучения распределения численности принятых законов и разрабатываемых законопроектов в сфере охраны здоровья граждан субъектов РФ, участвующих в анкетировании установлено, что количество наименований разрабатыв аемых законопроектов было несколько меньше численности наименований принятых законов. В то же время показатели медицинской законотворческой деятельности субъектов РФ свидетельствовали о повышении уровня их нормотворческой активности. Так, в расчете на 1 наименование НПА число проанкетированных субъектов увеличилось с 0,88 до 1,94, возросло и число субъектов РФ - с 3,42 до 5,56, а в расчете на один НПА число субъектов РФ снизилось с 1,74 до 1,29. В связи с этим возрос и показатель интенсивности законотв орчества (Q). Из расчета на 1 субъект РФ и проанкетированный субъект Q увеличился с 0,57/2,22 (Q1) до 0,77/2,23 (Q2).
В табл.5 изложен Перечень федеральных законов в сфере охраны здоровья граждан, по мнению участвовавших в анкетировании субъектов РФ, требующих первоочередного принятия Государственной Думой в 1998-1999 гг. В ответах на 3-й пункт ан кеты приняли участие 32 субъекта Российской Федерации (табл.6).
Таблица 4
|
п/п |
|
| |||||||
|
|
|
|
|
|
|
| |||
|
| |||||||||
|
| Алтай - республика |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Архангельская область |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Владимирская область |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Волгоградская область |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Вологодская область |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Дагестан - республика |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Ивановская область |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Карачаево-Черкесская республика |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Красноярский край |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Курганская область |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Курская область |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Ленинградская обл. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Магаданская область |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Мурманская область |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Новгородская область |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Новосибирская обл. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Оренбургская область |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Псковская область |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Рязанская область |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| г.Санкт-Петербург |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Саха (Якутия) - респ. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Саратовская область |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Сахалинская область |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Сев. Осетия -Алания - республика |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Ставропольский край |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тверская область |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Томская область |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тульская область |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тува - республика |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Хабаровский край |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Ханты-Мансийский АО |
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого: |
|
|
|
|
|
|
|
| |
Таблица 5
|
|
| |
|
|
| |
| О здравоохранении Российской Федерации ... |
|
|
| О лекарственных средствах ... |
|
|
| О правах пациента ... |
|
|
| О частной медицинской практике ... |
|
|
| Основные законопроекты (4 наименования): |
|
|
| Другие законопроекты (19 наименований), в т.ч.: |
|
|
| О государственных гарантиях ... |
|
|
| Об оплате труда ... |
|
|
| О страховании профессиональной ответственности медицинских работников ... |
|
|
| О медицинском страховании ... |
|
|
| О качестве и безопасности пищевых продуктов ... |
|
|
| Об иммунопрофилактике населения ... |
|
|
| О государственной системе здравоохранения ... |
|
|
| О муниципальной системе здравоохранения... |
|
|
| О защите населения от туберкулеза ... |
|
|
| Иные ... |
|
|
| Всего законопроектов: |
|
|
Таблица 6
|
|
|
| |||||||
|
|
|
|
|
|
|
| |||
|
| |||||||||
|
| Алтай - республика |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Архангельская область |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Владимирская область |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Волгоградская область |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Вологодская область |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Дагестан - республика |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Ивановская область |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Кабардино-Балкария - республика |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Калмыкия - республ. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Краснодарский край |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Красноярский край |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Курганская область |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Курская область |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Ленинградская обл. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Магаданская область |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Мурманская область |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Новгородская область |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Новосибирская обл. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Оренбургская область |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Ростовская область |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Рязанская область |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| г.Санкт-Петербург |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Саратовская область |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Сахалинская область |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Сев. Осетия-Алания - республика |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Ставропольский край |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тверская область |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Томская область |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тульская область |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тува - республика |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Хабаровский край |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Ханты-Мансийский АО |
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого: |
|
|
|
|
|
|
|
| |
Результаты анкетирования показали, что субъекты РФ считают, что в 1998-1999 гг. на федеральном уровне следует доработать и принять законопроекты 23-х наименований. В первую очередь указывается на необходимость принятия следующих проект ов законов:
Всего по этим 4 наименованиям проектов законов субъекты РФ высказали свое мнение 51 раз, что составило 53,12% от общего числа указанных законопроектов.
По каждому из остальных 19 указанных наименований проектов законов высказались за их принятие от одного до шести субъектов РФ. В общей сумме это составило 45 мнений (46,88%). Среди них следует отметить такие законопроекты, как:
Наибольшую активность при ответах на 3-й пункт анкеты проявили следующие субъекты: Ленинградская область и Краснодарский край (по 6 проектов), Республика Калмыкия, Курганская область и Ставропольский край (по 5 проектов), Архангельская , Мурманская, Новосибирская, Ростовская, Саратовская, Тульская области и Республика Кабардино-Балкария (по 4 проекта), что составило 37,5 % от числа субъектов РФ, принявших участие в анкетировании по этому вопросу.
Эти 12 субъектов суммарно 55 раз высказали мнение о необходимости первоочередного принятия федеральных законопроектов в сфере охраны здоровья граждан РФ в 1998-1999 гг., то есть 57,29 % от общего количества отмеченных ими проектов.
Результаты анкетирования субъектов РФ по вопросу о необходимости корректировки действующего медицинского законодательства и перечень федеральных законов в сфере охраны здоровья граждан, требующих изменений и дополнений, представлены в табл.7 и 8. В анкетировании по этому вопросу приняли участие 19 субъектов РФ (21,3 % от всех 89 субъектов РФ). При этом они считают, что нуждаются в корректировке 6 действующих федеральных законов. Среди последних наиболее часто упоминаются законы:
Таблица 7
|
|
| |
|
|
| |
| О медицинском страховании граждан в Российской Федерации |
|
|
| Основы законодательства граждан Российской Федерации об охране здоровья граждан |
|
|
| О санитарно-эпидемиологическом благополучии |
|
|
| О психической помощи в Российской Федерации |
|
|
| О донорстве крови и ее компонентов |
|
|
| О местном самоуправлении |
|
|
| Итого по 6 законам: |
|
|
Остальные 4 закона упоминаются 9 раз (27,27 %). Наибольшую активность при ответах на данный пункт анкеты проявили Волгоградская и Мурманская области (по 4 закона) и Вологодская область (3 закона) (в сумме 15,79 % от числа проанкетирова нных субъектов РФ и 33,34 % от общего числа ответов).
Таким образом, анализ результатов анкетирования субъектов РФ показал их низкую активность при проведении в 1995-1997 гг. законотворческой работы в сфере охраны здоровья граждан. Например, в ответах в процессе анкетирования участвовало в среднем 25,75 региона, что составило 31,18 % от числа всех субъектов РФ.
Сложившаяся ситуация потребовала дальнейшего изучения данного вопроса. Для выяснения фактического положения дел с законотворческой работой на региональном уровне в начале 1998 г. Комитет Государственной Думы по охране здоровья предло жил субъектам РФ представить дополнительную информацию о состоянии правотворчества в сфере охраны здоровья граждан.
Анализ поступивших в Комитет материалов позволяет отметить определенный рост законотворческой и нормотворческой деятельности в сфере охраны здоровья граждан не только на региональном, но и на федеральном уровне.
Так, к середине 1998 г. в 67 субъектах РФ принято 86 законов и проводилась работа над 126 законопроектами (табл.9).
Таблица 9
|
|
| ||||||
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наибольшее внимание на уровне субъектов РФ уделяется разработке нормативного правового акта с названием "Об охране здоровья граждан", по которому на 15 территориях приняты законы, а на 30 территориях подготавливаются их проекты.
Следующим по значимости и встречаемости является НПА с названием "О противотуберкулезной помощи и защите населения от туберкулеза ...", который принят 10 субъектами РФ в виде закона, а на 15 территориях подготавливаются соответствующие его законопроекты. И только на 3 месте по частоте встречаемости наименований законов, разрабатываемых субъектами РФ, оказался НПА с названием "О здравоохранении ...", который принят в виде закона в 9 территориях и столько же территорий подготавливают ег о проект.
К наиболее часто разрабатываемым НПА следует отнести и такие, как: "О лекарственном обеспечении населения ...", который принят в виде закона 6 субъектами и в 19 подготавливается его проект, а также "О санитарно-эпидемиологическом благ ополучии ...", который принят в виде закона 8 субъектами и в 9 подготавливается его проект.
На основании изложенного можно предположить, что вышеперечисленные НПА являются наиболее популярными среди субъектов РФ и важными для регионального здравоохранения. Они будут реально способствовать улучшению оказания гражданам качестве нной медицинской помощи и проведению эффективных мероприятий по профилактике заболеваемости населения, обеспечению прав пациентов, медицинских работников и лечебно-профилактических учреждений. В связи с этим 5 отмеченных наименований законов и законопро ектов нами включены в основную группу НПА.
К другим НПА отнесены остальные 38 законов и 44 законопроекта, разрабатываемые субъектами РФ, которые посвящены также немаловажным для регионов проблемам. Перечень их состоит из 21 наименования законов и 14 наименований подготавливаемы х законопроектов. Среди них следует обратить внимание на такие НПА, как: "О правах пациента...", "О частной медицинской практике", "О вакцинопрофилактике...", "О народной альтернативной медицине", "О контроле за распространением и демонстрацией эротическ ой продукции".
К числу субъектов РФ, наиболее активно разрабатывающих НПА медико-социального направления, относятся по принятым законам - Саратовская область (6), Новгородская область (5), Республика Тува (5), а по подготавливаемым законопроектам - Томская область (8), Ставропольский край (5), Архангельская (5), Волгоградская (5), Кировская (5) и Тульская (5) области. В то же время при более детальном изучении этого вопроса выяснено, что в некоторых регионах ряд законопроектов снимается с обсуждени я. Например, следует отметить, что в Тульской области прекращена работа над проектом закона "О противотуберкулезной помощи ..." из-за отсутствия необходимого финансирования для его реализации в процессе правоприменения.
По степени правовой и качеству юридической проработки, а также по достаточности профессионального уровня законодательные акты Республики Карелия ("О лекарственных средствах и фармацевтической деятельности"), Свердловской ("О здравоохра нении ...") и Пермской ("О противотуберкулезной помощи и защите населения от туберкулеза") областей могут быть отнесены к числу лучших среди НПА, разработанных субъектами РФ.
В ходе работы нами осуществлена статистическая обработка результатов проведенного исследования. На основании полученных данных установлено, что в субъектах РФ особенно улучшилось положение с принятием законов и разработкой законопроект ов по наиболее часто отмеченным 5 наименованиям НПА. По ним принято 48 законов и разрабатывалось 82 их проекта, что составило соответственно 55,81 % и 65,08 % от общего числа НПА. В 1995-1997 гг. эти показатели были несколько ниже (см. табл.1 и 3). По ср авнению с результатами анкетирования, в 1998г. возросло число субъектов РФ, проводящих законотворчество и нормотворчество, что составило 75,28 % среди всех 89 субъектов РФ, увеличившись по числу субъектов, принимающих законы (на 49,32 %) и разрабатывающи х их проекты (на 40,45%), соответственно в 1,69 и 1,81 раз.
Более объективная и наглядная картина состояния нормотворческой работы в регионах получена при анализе предложенных нами специальных показателей интенсивности законотворчества из расчета на 1 субъект РФ (Q). При этом установлено, что п оказатели по принятым законам (Q3) и разрабатываемым законопроектам (Q4) с увеличением числа субъектов, проводящих разработку НПА, несколько снизились (соответственно в 1,74 и 1,18 раз) и составили 1,28 закона и 1,88 их проекта в ра счете на 1 субъект РФ, занимающийся правотворчеством.
Результаты нашего исследования свидетельствуют о некотором снижении интенсивности законодательной деятельности среди проводящих нормотворчество регионов. Например, выявлено, что возросшее число субъектов, участвующих в этой работе, не способствовало соответствующему увеличению количественных и качественных критериев нормотворчества, а, наоборот, даже вызвало снижение показателя Q. В связи с этим можно предположить, что некоторые субъекты РФ, хотя и стали участвовать в проведении закон отворчества и нормотворчества, еще
недостаточно полно осознают необходимость создания всестороннего правового обеспечения в сфере охраны здоровья граждан их регионов, как существенной нормотворческой базы в дополнение к федеральному медицинскому законодательству в перио д проведения в стране реформирования хозяйственной деятельности, особенно в системе территориального здравоохранения.
В то же время анализ полученных показателей в целом по всем 89 субъектам РФ из расчета на 1 субъект Федерации позволил установить рост Q3 â 1,7 раза и Q4 в 1,83 раза, что составило 0,97 закона и 1,41 законоп роектов. Однако, в конечном итоге, все полученные показатели указывают на еще довольно слабую нормотворческую активность субъектов РФ и низкую интенсивность их законотворческой работы в сфере охраны здоровья граждан. Подтверждением такого вывода являются результаты проведенного исследования. Так, если число субъектов РФ, принявших законы с учетом 1998 г., в расчете на одно их наименование и один НПА увеличилось соответственно в 2,93 и 1,73 раза, то число субъектов, разрабатывающих законопроекты, изменил ось не так значительно, особенно в расчете на один НПА,- соответственно в 1,82 и 1,18 раза.
Следует также отметить, что в 1998 г. число субъектов, приходящихся на 1 наименование принятых законов, с учетом всех 89 регионов РФ, по сравнению с данными анкетирования практически не изменились. Одновременно с этим их количество из расчета на 1 закон уменьшилось в 1,69 раза и составило 1,03, то есть на один субъект РФ приходится всего в среднем по 1 принятому закону.
Такая же тенденция сохраняется и по разрабатываемым законопроектам. Число субъектов РФ (с учетом всех 89 регионов РФ), приходящихся на 1 наименование разрабатываемых законопроектов, несколько снизилось - в 1,19 раза, а их количество на 1 проект уменьшилось еще более существенно - в 1,81 раза, что составило соответственно 4,68 и 0,71.
Анализ проведенного нами изучения состояния законотворческой работы в субъектах РФ позволил выявить ряд затруднений, с которыми они сталкиваются в процессе своей деятельности. При этом особое внимание следует обратить на отсутствие в б ольшинстве регионов медицинских кадров с достаточно профессиональной правовой подготовкой, а также юридической экспертизы законопроектов и финансирования для реализации правоприменения НПА.
Кроме того, следует указать на то, что в стране пока еще нет специального медицинского кодекса, а также необходимо отметить недостаточную базовую юридическую основу из фундаментальных федеральных нормативных правовых актов в сфере охр аны здоровья граждан, являющихся приоритетными в Российском законодательстве с обязательным первоочередным исполнением их действия органами власти разного уровня, что не способствует активному проведению качественного и эффективного регионального нормотв орчества, тем более с позиций современного медицинского права.
По-видимому, именно с этим связаны перечисленные трудности, которые являются причинами принятия субъектами РФ некоторых региональных законов не в дополнение к федеральным, а даже, в известной степени, противоречащих им по своей сути. Противоречивость, в ряде случаев декларативность содержащихся в них правовых норм может приводить к неверному толкованию принимаемых субъектами РФ законов, что, в свою очередь, способствует их нарушению.
Так, по данным Министерства юстиции РФ [1], из поступивших с 1995 г. в Министерство около 26000 правовых актов, принятых в субъектах РФ, свыше 12000 не являются нормативными. Более 30 % НПА не соответствуют Конституции РФ и федеральным законам. Из многих субъектов НПА на экспертизу в Минюст практически не поступают. Из 15000 ведомственных НПА, поступивших на регистрацию в МЮ РФ, около одной трети не зарегистрировано из-за несоответствия действующему законодательству.
Возможно, именно из-за такого состояния обсуждаемого вопроса некоторые министерства и ведомства пытаются принять подготавливаемые ими НПА (законы, приказы, распоряжения) в обход Минюста. Решению возникшей проблемы могло бы способствова ть принятие законопроекта, отражающего ответственность должностных лиц за несоблюдение Конституции РФ.
На основании анализа результатов проведенного исследования и данных литературы мы считаем, что законотворческая работа в медико-социальной сфере деятельности субъектов РФ должна быть как можно более четко и детально урегулирована прав овыми нормами специального федерального закона. Необходимость разработки такого закона в период перехода страны к рыночным реформам, политического, экономического и социально-культурного переустройства России, внедрения новых хозяйственных механизмов, в том числе в процессе реструктуризации с перспективой дальнейшего развития отечественного здравоохранения, приведших к существенным изменениям в общественных отношениях, образе жизни и здоровье населения Российской Федерации, вполне своевременна и актуал ьна.
На данный момент в Российской Федерации действует ряд федеральных законов медико-социального направления, в том числе "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (1993 г.), "О психиатрической помощи и гара нтиях прав граждан при ее оказании" (1992 г.), "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" (1993 г.). С 1998 г. вступила в действие "Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Феде рации" (1997 г.) [8]. По-видимому, в связи с этим происходит повышение интереса субъектов РФ к нормотворческой работе. Так, в регионах стали уделять значительное внимание осуществлению законотворчества на федеральном уровне. По их мнению, требуется разра ботать около 30 наименований федеральных законов. Первоочередными из них являются такие законопроекты, как:
Учитывая предложения субъектов РФ, в настоящее время 3 из этих законопроектов готовятся Комитетом к вынесению на первое чтение в Государственной Думе. В то же время проект федерального закона "О лекарственных средствах ..." принят Госу дарственной Думой в трех чтениях, после чего направлен на доработку в согласительную комиссию. Следует отметить, что большая часть предложенных наименований проектов федеральных законов полностью совпадает с планом работы Комитета и находится в стадии р азработки, в ряде случаев подготавливается совместно с Министерством здравоохранения РФ. Кроме того, активно разрабатывается несколько десятков других законопроектов в сфере охраны здоровья граждан страны. Некоторые из этих проектов уже подготовлены к о бсуждению в Государственной Думе. Так, за период 1996-1998 гг. в Комитете Государственной Думы по охране здоровья находилось 73 законодательных акта, в том числе 12 законопроектов, по которым Комитет являлся соисполнителем.
Среди законопроектов, работу над которыми осуществлял Комитет, 34 - внесено по инициативе депутатов - членов Комитета (рассмотрено Государственной Думой - 11, принято - 9, 1 - снят, 1 - отклонен), 15 - внесено Правительством РФ (принят о -10, отклонен - 1, 4 - находятся в работе), 4 проекта, внесенные другими субъектами законодательной инициативы, - отклонены. Среди последних следует отметить предложенный законодательными собраниями Тверской и Ульяновской областей и Краснодарского края законопроект "О внесении дополнений и изменений в федеральный закон "О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" (1997 г.), Новгородской областной Думой "О внесении дополнения в Основы з аконодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (1997 г.), Государственным Советом Чувашской Республики и Читинской областной Думой "О внесении дополнения в Закон Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федер ации" (1997 г.).
Из 73 НПА Комитетом принято актов - 31 (24 закона и 7 постановлений Думы), отклонено - 8, не рассматривалось - 2, продолжается текущая работа над 32 документами.
Среди внесенных Правительством РФ нормативных правовых актов Комитетом принят законопроект "О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" (1996 г.), принят в первом чтении проект закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (1996 г.), отклонен проект закона "Об оказании специальной помощи гражданам, находящимся в состоянии алкогольного опьян ения" (1996 г.). Что касается таких важных для населения и здравоохранения РФ законов, как: "О государственной системе здравоохранения", "Об основах муниципальной системы здравоохранения", "О вакцинопрофилактике инфекционных заболеваний человека", "О вне сении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (1996 г.), то они до настоящего времени не приняты из-за необходимости дополнительной проработки содержания и уточнения ряда положений и норм, изложенных в тексте статей их проектов.
Вместе с тем анализ материалов по медицинскому правотворчеству выявил ряд проблем, отрицательно сказывающихся на качестве законодательных актов. Так, изучение технологии нормотворчества и правоприменения НПА в сфере охраны здоровья гра ждан Российской Федерации позволило установить, что субъекты законотворческой деятельности в области здравоохранения идут далеко не оптимальным путем, не используют передовой опыт разработки проектов федеральных и региональных законов и имеющееся междуна родное медицинское право.
В заключение следует отметить, что, учитывая выраженное субъектами Российской Федерации мнение, для привлечения максимального числа территорий к совместной с Комитетом Государственной Думы по охране здоровья законотворческой работе це лесообразно осуществлять нормотворчество на базе Всероссийской и межрегиональных этико-правовых медицинских ассоциаций, которые требуется создать для более эффективного достижения правотворческих целей и решения поставленных задач. В связи с этим Комитет у, по-видимому, следует решить вопрос об их организации и рассмотреть возможность осуществления выездных встреч и заседаний с представителями субъектов РФ по проблемам законотворчества и правоприменения, а также для обсуждения разрабатываемых законопроек тов в сфере охраны здоровья граждан как РФ в целом, так и на уровне ее субъектов.
На таких встречах и заседаниях субъекты РФ могут в установленном порядке обсуждать свои НПА и устранять их противоречия с федеральным законодательством, а также вносить поправки и изменения к законопроектам, работу над которыми осущест вляет Комитет.
Подобная технология нормотворческого процесса в сфере охраны здоровья граждан РФ, по нашему мнению, будет способствовать эффективному созданию на уровне субъектов РФ единой процедуры экспертного сопровождения проектов региональных и фе деральных законов в лице представителей всех ветвей органов государственной власти, а также формированию регионального законодательства применительно к условиям территорий только в дополнение к действующим федеральным нормативным правовым актам.
1. В Министерстве Юстиции РФ // Российская юстиция. - 1997. - N 1. - С. 39.
2. Всеобщая декларация прав человека // Основы безопасности жизни. - 1998. - N 2. - С. 3-6.
3. Герасименко Н.Ф. Реформа здравоохранения: некоторые итоги и перспективы // Экономика здравоохранения. - 1997. - N1. - С. 5-7.
4. Дмитриева Т.Б. Итоги деятельности здравоохранения в 1996 году и задачи на 1997 год: Доклад Министра здравоохранения РФ на Коллегии Министерства 25.02.1997 г. // Экономика здравоохранения. - 1997. - N 3/15. - С. 5-10.
5. Колесников А. Отчуждение в праве // Государство и право. - 1993. - N 6. - С. 136.
6. Комаров Ю.М. Здоровье населения: основные проблемы и перспективы их решения // Экономика здравоохранения.- 1997.- N 1. - С. 5-7.
7. Конституция Российской Федерации: Принята 12 декабря 1993 г. // Серия: Российское Федеральное законодательство. - М.: Юрист, 1998. - 48 с. - (Официальная публикация - Российская газета, N 237 от 25.12.93 г.).
8. Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации: Одобрена постановлением Правительства Российской Федерации 5 ноября 1997 г., N 1387. - Российская газета, 1997. - 19 ноября. - N 223 (1833).
9. Малеина М.Н. Человек и медицина в современном праве.- М.: Изд-во БЕК, 1995. - 272 с.
10. Малиновский А.А. Правовой вакуум - новый термин юридической науки // Государство и право.- 1997.- N2.- С.109-113.
11. Медицина и права человека / Пер. с франц. - М.: Прогресс, 1992. - С. 23-25.
12. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // Международная защита прав и свобод человека. - М., 1990. - С. 25.
13. Нерсесянц В.С. Наш путь к праву.- М., 1992.- С. 296-297.
14. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан // Ведомости ВС РФ. - 1993. - N 33. - Ст. 318 (В ред. - Указ Президента Российской Федерации от 24.12.1993 г., N 2288).
15. Тихомиров А.В. Медицинская услуга: правовые аспекты.- М.: Инф.-изд. Дом "Филинъ", 1996. - 352 с.
16. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права.- М., 1995.- Т.2.- С. 312.
In the article the authors give the directions for effective achievement of law-creative objects and problems for creation of medico-social normative-legislative acts.
Герасименко Николай Федорович - председатель Комитета по охране здоровья Государственной Думы Федерального собрания - Парламента Российской Федерации, доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАМН, заслуженный врач Российской Федерации.